Пекинская опера: история, традиции, современность

В наши дни Пекинская опера стала одной из визитных карточек китайской культуры. В 2010 году она вошла в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Иностранные туристы приезжают посмотреть на такие спектакли, как «Переполох в небесных чертогах», «Прощай, моя наложница», «Легенда о белой змее» и другие постановки.

Сегодня туристы покупают билеты на спектакль вместе с экскурсией по Пекинской опере (более дешевые) и самостоятельно через сайт (места подороже). Как правило, туристы оставляют положительные отзывы об увиденном спектакле. Потому что зритель может получить удовольствие от необычного действа, даже если не знает языка артистов.

Поле боя, улицы китайских городов, божественный небесный дворец – все это места, где разворачивается действие музыкальных спектаклей. Постановки отличаются от оперного искусства запада по всем показателям – музыка, костюмы, продолжительность и особенности игры.

Немного истории

Национальный театр Китая Пекинская опера (цзинцзюй) вырос из региональных пьес сицюй. Оттуда театральные мастера столицы взяли и творчески развили основные выразительные средства и корпус сюжетов.

Годом рождения цзинцзюй (Пекинской оперы) называют 1790 год. В этот год в честь 80-летия императора в столице были собраны театральные труппы всей Поднебесной. Больше всего публике понравились четыре труппы из Аньхоя, которые после успеха остались в Пекине.

После 1820 года в столицу приехала труппа из Хубэя, артисты которой присоединились к анхойцам. Музыкальные стили двух трупп заложили основы Пекинской оперы, которая окончательно оформилась к середине XIX века. В этот период женщины еще не были участницами спектаклей, и женские партии исполнялись актерами-мужчинами.

Первая половина XX века стала эпохой расцвета цзинцзюй. В эти годы на сцене блистали две «великие четверки» актеров, которые играли роли в амплуа шэн и дань. Артисты создали исполнительские школы, ставшие до современности эталонными.

После Синхайской революции появилась современная Пекинская опера (сяньдайцзинцзюй). Стали использоваться современные декорации и костюмы, были введены европейские музыкальные инструменты, сюжеты пополнились революционной тематикой.

В годы Культурной революции Пекинская опера была запрещена, но в 1980-е годы началось ее возрождение. Современные композиторы КНР используют в своих произведениях традиционные элементы цзинцзюй.

Сюжет и сценическое действо

По продолжительности оперы выделяют два типа спектаклей:

1. Даси, или «большой спектакль» — длинные оперы и циклы опер.

2. Сяоси, или «малый спектакль» — миниатюры и эпизоды опер-сериалов.

Один из видов даси – спектакль-сериал, общая продолжительность которого составляет много часов. Каждая опера сериала – отрывок из романа или эпизод масштабного исторического события. Такие циклы могут включать десятки малых спектаклей, и за один вечер демонстрируется 2 или 3 оперы-серии.

Каждая серия самостоятельна и зачастую обладает собственной сюжетной линией. Ее продолжительность может быть в пределах полутора часов. Основой для спектаклей-сериалов служат классические произведения литературы Китая – «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад». К примеру, сюжет оперы «Переполох в небесных чертогах» воспроизводит на сцене эпизод из «Путешествия на Запад». Герой романа и спектакля Сунь Укун попадает в небесный дворец, где получает должность, но не может бросить своих шалостей.

Другой популярный цикл опер основывается на романе «Семья полководцев Янг». Героинями оперы «Военачальницы из дома Янг» стали две сестры, возглавившие сопротивление Китая вторжению кочевников из государства Сяо.

В больших самостоятельных пьесах (бэньси) все действие разворачивается в течение одного спектакля. Помимо отдельных серий спектаклей-сериалов к типу сяоси относятся спектакли-миниатюры, продолжительность которых 1-2 часа.

По сюжету выделяют 5 типов спектаклей-даси:

1) исторические;

2) мифологические;

3) любовные;

4) религиозные;

5) спектакли о судебных процессах.

До рождения цзинцзюй в театральных сценках демонстрировались приемы боевого искусства ушу. Позже ушу стало элементом Пекинской оперы.

В некоторых военных пьесах (У Си) сюжет требовал, чтобы персонажи-воины и мифические существараскрывали свой характер, с помощью искусства ушу через демонстрацию упражнений с бутафорным оружием и боевых искусств с акробатикой. Многие У Си насыщены сценами поединков. Демонстрация техник ушу сочетается с пантомимами или танцами.

Сестры Янг, Сунь Укун, Чжугэ Лян: персонажи Пекинской оперы

Герои Пекинской оперы делятся на четыре главных категории:

1. Шэн – мужские персонажи.

2. Цзин – мужские персонажи, чаще всего храбрые генералы и благородные герои.

3. Дань – женские персонажи.

4. Чоу – комические добродушные положительные герои или коварные, но недалекие злодеи.

Персонажи категории шэн могут быть военными (ушэн), пожилыми людьми (лаошэн) или юношами (сяошэн). Персонажи категории дань умудренные жизнью и спокойные женщины (циньи), непосредственные и отважные девушки (хуадань), воительницы (удань). Пример удань – сестры Янг из оперы о них. Среди категорий чоу было амплуа учоу (шут-воин).

Дожившая до современности традиция музыкального театра – «мужской дань» (исполнение актерами-мужчинами женских ролей). Она восходит к средневековым традициям театрального искусства Китая, когда женщины не допускались до игры в театре.

Актеры, обладавшие высоким голосом, получали в спектаклях женские роли. В конце XIX века появилась первая труппа с актрисами-женщинами, а в связи с демократизацией восточной страны в XX столетии женщины стали полноправными участницами сценических представлений.

Но отточенная техника передачи женственности позволила сохранить в Пекинской опере мужской дань. Несколько выдающихся мастеров XX века разработали теорию этого сценического явление и способствовали его сохранению. Ян Ваоцин (1881-1954) создал первую школу мужского даня и обучил больше ста актеров.

В 1927 году в Пекине провели опрос, кого любители театра считают лучшими исполнителями мужского даня, и жители выбрали четырех мастеров этого амплуа. Лучший из них, Мэй Ланфан, представлял Пекинскую оперу в Японии, США и СССР, а позже основал свою школу, подарившую опере новых мастеров.

У артистов цзинцзюй есть несколько способов раскрытия героя – пение в естественной и искусственной манерах, актерская игра, боевые искусства с акробатикой. Для каждого амплуа свое основное средства раскрытия героя. Так, в амплуа усяошэн (молодой воин) для раскрытия важны боевые искусства, мимика и жесты, демонстрирующие его отвагу. А характер вэньсяошэн (молодой гражданский герой) будет раскрываться через естественную и искусственную манеры пения.

Костюм, маски и грим

Театральные маски стали частью костюма артистов Пекинской оперы в 1850–1860-е годы. Цвета маски не просто создают сценическую атмосферу, но указывают на определенные черты характера героя.

Лица актеров, играющих персонажей-женщин, покрывают более густым гримом. Губы им делают красными, а века – черными. Персонажам-мужчинам, особенно воинам и полководцам, надо лбом красной краской рисуют символы в виде овала или полумесяца (цьньцзян и гоцяо).

Цвета и декор костюмов действующих лиц отражают их возраст и социальное положение. Если среди героев спектакля есть император, он будет носить желтое одеяние. Персонажи-чиновники, генералы и аристократы будут носить зеленые, красные или черные халаты с вышивкой. Костюмы торговцев, ученых и воинов, как правило, черные и отличаются простым покроем, еще проще костюмы актеров, играющих простолюдинов.

У персонажей-аристократов синий и коричневый указывают на старость. Пожилые генералы появляются в сценах битв в желтом одеянии, молодые – серебряно-белом или розовом.

Иногда цвет костюма отражает эмоциональное состояние персонажа. К примеру, главная героиня оперы «Обида Доу Э» идет на казнь в красном костюме, что должно вызывать сочувствие к ней зрителей. Черный цвет может быть показателем отваги и благородства героя. Сочетание белого с черным или красным маркирует коварство героя спектакля.

В цзинцзюй существует три главных вида грима. При первом типе, «цельное лицо», в гриме преобладает один цвет, выделяются только яркие брови. Тип «три черепицы» основывается на преобладании одного цвета и выделении черным области вокруг носа, глаз и рта. Наконец, грим «кривое лицо» делает лицо актера несимметричным. Этот тип грима характерен для злодеев и комических персонажей.

Историческая основа костюмов цзинцзюй – эпоха Мин. Герои одеты в одежды этой эпохи, независимо от времен, о которых рассказывают сюжеты опер. Исключение делается для спектаклей на тему событий XX века. Для отдельных амплуа есть свои элементы одежды. Так, большинство персонажей-воинов носит гуаньсюе, обувь на высоком каблуке. В противоположность пышному костюму декорации Пекинской оперы очень скромные. Но каждый элемент несет определенный смысл. Плеть в руках героя обозначает, что он едет верхом, а цвет плети указывает на масть лошади. Появление на сцене флагов с изображенными веслами или колесами обозначает, соответственно, путешествие героев на лодке и повозке. От зрителя требуется умение в воображении воссоздать картину.

Музыка и пение

Актеры Пекинской оперы исполняет свои партии с помощью пения в высоком регистре и декламации. Пение в высоком регистре при зажатой гортани получило название «искусственной» манеры. В этом амплуа поют молодые герои. Один персонаж может чередовать во время партии пение в естественной и искусственной манерах.

Декламация может быть интонированной (рифмованные диалоги и монологи) и разговорной. Последнюю используют персонажи-простолюдины. Она напоминает устную речь, но тоже ритмизируется.

Музыка Пекинской оперы использует распространенные мотивы, известные из других произведений, потому что она играет вспомогательную роль по отношению к словам. Оркестр включает струнные, духовые и ударные инструменты.

Национальная Пекинская опера стала жемчужиной в культурном наследии Китая. Это театральное искусство крепко связано с китайской литературой и кино. Элементы цзинцзюй можно найти в мультфильмах на схожие сюжеты: «Переполох в небесных чертогах» и некоторые другие. Основанная на старинном предании опера «Легенда о белой змее» получила развитие в виде одноименного японского мультфильма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

%d такие блоггеры, как: