Дошкольное образование в Китае

Мы привыкли, что образование ребенка начинается с шестилетнего возраста, когда он идет в первый класс. До недавнего времени так оно и было, но теперь от родителей требуют чтобы их ребенок при поступлении в школу уже имел некоторые представления о мире и как минимум умел немного читать. Некоторым такие требования кажутся излишними, но это до сравнения c дошкольным образованием в Китае. Хотя во многом оно схоже с нашим, но все же есть и существенные отличия. Разберем все по порядку.

Общая характеристика

Сама история возникновения дошкольного образования в Поднебесной насчитывает немногим более 100 лет. А именно с 1903 года по всей тогдашней империи начали создаваться первые садики, где детей обучали по общей программе. Конечно, далеко не везде их создание завершилось успешно, но в целом опыт был положительный. В качестве примера использовалась японская модель дошкольного образования. И лишь позднее Китай начал перенимать опыт других стран, в частности европейскую манеру подготовки детей к школе.

Но сегодня можно наблюдать большую схожесть системы дошкольного образования в Китае с российской. Объясняется это просто: так как Китай пошел по пути развития коммунизма, он многое перенимал из опыта СССР, в том числе и дошкольное образование детей. Естественно, уклон в нем делается на освоение китайских предметов и культуры, но сама методика изучения материала изначально была советской. Сейчас это немного не так, поскольку были выработаны свои собственные методы развития и воспитания детей.

Но пик развития детских садов пришелся на вторую половину 70-х годов, ведь именно тогда в КНР была принята политика, направленная на снижение рождаемости. Началась пропаганда того, что в семье должен быть один ребенок. Поначалу развитие программы шло с большими затруднениями, ведь она противоречила традиционным китайским ценностям. А в Китае принято было иметь много детей, и больше приветствовалось рождение мальчиков, чем девочек. Даже сегодня для родителей одного ребенка существуют существенные льготы.

Но в наше время все трудности в этом плане преодолены, и большинство китайских семей воспитывают одного ребенка.

Некоторые особенности дошкольного образования

Страна с многовековой культурой попросту не могла не трансформировать западные методики воспитания подрастающего поколения под себя. Так, упор в детских садах делается на развитие коллективизма. Например, если ребенок помимо садика ходит на какие-то дополнительные занятия, то всем, чему он там научится, он должен поделиться с друзьями. И таких примеров масса!

Также отличительной чертой дошкольного образования в Поднебесной можно назвать единые стандарты детской формы. Всем детям, которые приходят в детский сад, выдается однотипная форма и небольшой рюкзак, и именно с ними дети посещают занятия. По мнению педагогов, это приучает ребенка с ранних лет быть частью коллектива. Большинство родителей приводят своих детей в садик в этой форме, хотя по правилам они могут покупать костюмы на свое усмотрение.

Особый упор делается на изучение природы, эти особенности образования в Китае хорошо известны далеко за рубежом. Нередки случаи, когда воспитатели в садах совместно со своими воспитанниками устраивают небольшие огороды на территории учреждения. Причем каждому ребенку дают возможность посадить что-то своими руками, а впоследствии ухаживать и собрать урожай. Это прививает чувство ответственности вместе с познанием окружающего мира.

Еще одно характерное отличие детских садов от наших — это строгий контроль за всеми расходами в них. Там нет никаких дополнительных поборов с родителей, а один раз в полгода даже присылают специальную форму для заполнения, куда они могут вписать необоснованные взимания денег с них и отправить на проверку. В Китае вообще очень жестко карается коррупция на всех уровнях, вплоть до расстрела.

Типы детских садов

Дошкольным считается возраст до шести лет, после этого ребенок переходит на следующую ступень — начальное образование в Китае. В детский сад детей отдают начиная с трехлетнего возраста, там начинается их подготовка к школе.

Степень подготовки и акцент на определенные предметы в обучении также зависят и от типа детского сада. Они бывают:

1. Государственные. Здесь понятно, все обучение строится по строгим стандартам и делается явный уклон в подготовку к рабочим специальностям. Другими словами, детям больше преподают практические навыки, чем искусство и музыку.

2. Частные. В таких детских садиках часто используются зарубежные педагогические системы дошкольного образования. Китай хоть и строит свою политику воспитания подрастающего поколения с упором на свои традиции, но и не препятствует внедрению современных систем обучения разработанных за его пределами. Здесь акцент как раз делается на преподавание музыки и культуры. Оплата за обучение в частных садиках в среднем выше в 2 раза, чем платят родители за посещение государственных.

3. Ведомственные. Эти детские учреждения закреплены за каким-либо предприятием, обучение в них чаще строится по государственной программе.

Распорядок дня ребенка в садике

Вот в чем отличаются детские сады в Китае от отечественных, так это своим графиком и распорядком дня.

В среднем детская группа в садике составляет 26-30 детей, а всего в одном садике может обучаться до 270 малышей. В таком учреждении работает до 60 человек, это не только воспитатели, но и вспомогательный персонал. На одну группу приходится 2 воспитателя и 1 помощник. Характерной особенностью дошкольного образования в Китае является тот факт, что все воспитатели и педагоги имеют высшее образование. Без него просто не возьмут на работу в садик.

В детские сады принимают с трехлетнего возраста, а обучение длится до шести лет. Родители приводят детей в садик к 8:00, а забирают в 18:00. Хотя есть возможность оставлять детей и ночевать в стенах детского учреждения, но, как правило, это делают не более 5% родителей.

Примерный распорядок детей в детском садике такой:

в 8:00 у детей завтрак;

в 8:30 они все строятся во дворе и под звуки марша делают оздоровительную зарядку. Затем начинаются групповые занятия, в ходе которых малышам предлагается выполнить простые логические задачи;

в 10:00 все вместе дети идут в уборную и приводят себя в порядок. Потом до 12:00 играю на улице в игры;

с 12:00 до 14:30 у детей тихий час;

в 14:30 все вновь идут в туалет и моют руки перед обедом.

после полдника обычно воспитатель читает рекомендуемую литературу детям, и они обсуждают прочитанное;

в 17:00 вновь по расписанию посещение туалета и затем ужин;

в 18:00 детей забирают родители, кроме тех, кого оставляют в садике ночевать;

с 18:00 дети слушают музыку, а с 20:00 их отводят в спальню, где они ложатся спать.

Чего не хватает в садах

Сейчас в Китае насчитывается не менее 150 тысяч детских садиков различного типа, и во всех них ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Для решения этого вопроса государство специально создает новые специализированные учебные центры, где будут готовить новых педагогов дошкольного образования.

По статистике, в стране лишь 30% детей посещают детские учреждения, так что в этом направлении есть над чем работать!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

%d такие блоггеры, как: